Научная дискуссия

В этом разделе мы публикуем интересные статьи, материалы конференций, результаты новейших исследований, теории и научные разработки в области образования. Если у вас есть вопросы или предложения по публикациям, свяжитесь с нами по электронной почте centerpprk@mail.ru или через контактную форму! 

Как не допустить цифрового слабоумия у детей
За партой с утра до ночи: Правда ли, что школьники за рубежом загружены после уроков даже поплотнее наших
 
 

Как не допустить цифрового слабоумия у детей

 

Термин «dementia» означает безумие, точнее приобретенное слабоумие, связанное с невозможностью приобретать новые знания, наряду со стойкой утратой ранее усвоенных знаний и навыков. Понятие «digital dementia» — цифровое слабоумие впервые появилось в Южной Корее – флагмане тотального внедрения цифровых технологий.


Более 80% населения Южной Кореи являются пользователями интернета, и более 70% являются владельцами смартфонов. В США таких «счастливчиков немногим больше 55%, а в России меньше 40%.


Почти десять лет назад стала отмечаться тенденция роста случаев потери памяти среди подростков, отсутствие внимания, депрессивное состояние, невозможность контролировать свои эмоции и поступки.

​В результате проведенных исследований обнаружилось, что в головном мозге таких пациентов, имеются изменения аналогичные последствиям черепно-мозговой травмы или проявляющейся в начальной стадии деменции, заболевания, обычно развивающегося в старческом возрасте.

Колоссальный рывок в развитии цифровых технологий, вызвал настоящее массовое помешательство на смартфонах и других цифровых штуковинах, покоривших мир.
Прогнозируется неуклонный рост количества пользователей смартфонами и прочими цифровыми безделушками, а вместе с этим стремительное распространение вируса цифрового слабоумия среди населения разных слоев общества, во всех странах и всех континентах.


Поисковая система в интернете на запрос «digital dementia» — цифровое слабоумие, выдаст более 10 миллионов англоязычных ссылок и 40 тысяч ссылок на русском языке и такая существенная разница отмечается благодаря более позднему вступлению России на эту «стезю безумства».


В России проблема цифрового слабоумия еще не так актуальна, как на Западе, поэтому своих собственных исследовательских наработок практически нет. Зато западные научные публикации о влиянии прогрессивных цифровых технологий на мозговую деятельность и в целом на здоровье подрастающего поколения, появляются все чаще.
Над данной проблемой работают известные на мировом уровне специалисты разных областей: нейробиологи, нейрофизиологи, физиологи мозга, педиатры, психологи, психиатры. Результаты исследований, изучающих вопрос всесторонне, постепенно вырисовываются в цельную картину, хотя времени для накопления достаточной статистической информации требуется немало.


Затормозить развитие технического прогресса невозможно. Несмотря на то, что перспектива прослыть консерватором, отсталым человеком и противником современных технологий никого не прельщает, многими исследователями выпускаются книги, используются любые возможности выступления на правительственном уровне, в СМИ, на радио и телевидении, чтобы популярно донести информацию о возможных последствиях новых цифровых технологий для подрастающего поколения. Ученые рассчитывают быть услышанными всеми, от кого зависит принятие любого решения: политиками, экономистами, родителями.


Нередко разгораются жесткие публичные дискуссии, доходящие до обзывательств и навешивания ярлыков.


Директора психиатрического госпиталя при университете в Ульме (Германия), основателя Центра нейронаук и обучения, психиатра и нейрофизиолога Манфреда Шпитцера обозвали «мракобесом», засыпая угрозами, пересылаемыми на его электронной адрес. Однако, воспитывая шестерых детей, ради которых он терпит подобное отношение к себе, Манфред Шпитцер признается, что не хотел бы несколько лет спустя, предстать перед судом собственных выросших детей, упрекающих его в том, что он все знал и молчал.


Стоит уточнить, что никто из исследователей, работающих над проблемой влияния цифровых технологий на здоровье, отнюдь, не являются их противниками в целом. Безусловно, интернет, мобильная связь, компьютеризация позволяют идти в ногу со временем, облегчая, ускоряя, совершенствуя многие виды деятельности, и все они, конечно же, имеют их у себя на вооружении.


Вопрос поднимается о том, что у новых технологий кроме преимуществ, имеются и отрицательные моменты — это негативные последствия, представляющие опасность для детей и подростков, которые нельзя сбрасывать со счетов. Уже давно гениальные изобретения автомобиля, самолета, парохода, паровоза стали повседневной обыденностью. И никому не приходит в голову посадить за руль младенца или дать в руки штурвал школьнику. Всем понятно, что ребенок должен до этого дорасти, повзрослеть. Почему же чуть ли не грудных младенцев усаживают перед экраном компьютера, дают поиграть с мобильным телефоном, компьютеризируют детские сады и школьные классы?


Производители цифровой техники настаивают на получении неопровержимых доказательств возможной опасности, выпускаемой ими продукции, заказывая различные исследования, демонстрирующие однозначную пользу смартфонов, интернета и планшетов для детей.


Авторитетные ученые придерживаются позиции осторожности в своих высказываниях, у них такой склад ума. В своей работе они соблюдают корректность в суждениях, допускают публичное обсуждение различных аспектов, признавая, что многое о развитии и функционировании головного мозга им известно, но далеко не все.
Тем не менее, материалов, свидетельствующих о потенциальной опасности цифровых технологий для развивающегося мозга, огромное множество. К тому же, не стоит игнорировать интуицию, опыт профессионалов и наработанные знания в этой области.

Времена новые, а потребности мозга старые


Шокируют данные, приведенные в докладе Европарламенту, сколько времени, дети и подростки безвозвратно воруют у жизни, впустую просиживая перед экранами мониторов. Семилетний ребенок вместо общения с родителями, чтения книг, занятий спортом или подвижными играми, того что требуется для развивающегося организма, правильного формирования его мозга убивает целый год, если считать круглосуточно, на «общение» с компьютером. В свои 18 лет, европейский подросток вычеркивает из жизни четыре года.


И никаким образом нельзя принять аргумент, что время сейчас другое, поэтому дети не такие и мозги у них другие. Действительно, время другое, только вот мозг каким был тысячу лет назад, представляющим собой 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с 10 тысячами таких же частиц, таким и остался. Мозг, на долю которого приходится 2% от массы тела человека, все также потребляет более 20% энергии.


Мозг человека, совершеннейший орган, по форме, напоминающий ядро грецкого ореха, состоящий из 1300 – 1400 грамм белого и серого вещества, хранит в себе память о всем что происходило в жизни, навыки и уникальные способности, что делает каждого человека индивидуальностью.

 

Связь между нейронами осуществляется с помощью передачи электрических импульсов, каждый из которых измеряется тысячной долей секунды. Современные технологии пока не позволяют наблюдать работу мозга в любой момент, они рассчитаны на разрешение в десятые доли секунды. Поэтому сканирование мозга не позволяет досконально увидеть картину.


Однако, есть возможность отслеживать динамические изменения в мозге, происходящие в какой-то период времени. Созданы приборы, дающие возможность наблюдать активность отдельного нейрона, используя электроды, помещаемые в мозг.
Многотысячные исследования позволяют понять, как происходит развитие головного мозга. Сотни тысяч лет продолжалось развитие главного органа человека, складывались этапы его созревания. И никакие новейшие технологии не могут изменить девятимесячный срок вынашивания человеческого плода. Точно также и мозг должен пройти определенные этапы своего созревания. Увеличиться в четыре раза, сформировать нейронные связи, укрепить синапсы, обзавестись «оболочкой для проводов», способствующей мгновенному прохождению сигнала без потерь. Эта громадная работа продолжается до 20 – летнего возраста, именно в это время создается основной фундамент, который в дальнейшем продолжает медленно достраивать какие-то определенные детали.


Одна из уникальнейших способностей мозга — его умение приспосабливаться к среде, в которой он находится, его способность к обучению. Первым об этом заговорил философ Александр Бэйн в 1872 году. А в 1894 году, благодаря великому испанскому анатому Сантьяго Рамон-и-Кахаль, заложившему основы современной нейробиологии, появился термин «пластичность».


Пластичность дает возможность мозгу строить самого себя, реагируя на сигналы, поступающие извне. Что бы, не произошло в жизни человека, какое бы действие он не произвел, любой опыт, формируют в головном органе процессы, которые должны этот опыт запомнить, дать ему оценку и выдать правильную, относительно эволюции, реакцию человека. Таким образом, посредством внешней среды и действий человека формируется мозг.


В 2001 году история Люка Джонса, опубликованная британскими СМИ, потрясла мир. После рождения ребенка его правая ножка и правая ручка оказались недвижимы. Врачи констатировали, что это явилось результатом перенесенной травмы левой стороны мозга во время беременности или в процессе родов. Однако, через несколько лет двигательные функции ребенка полностью восстановились.


Каким образом это было достигнуто?

В течение первых двух лет жизни с малышом проводили специальные упражнения, в результате чего мозг самостоятельно перестроил нервные пути таким образом, чтобы сигнал обходил поврежденный участок мозговой ткани. Родители проявили упорство, и пластичность мозга сделала все что положено.


Учеными проведено огромное множество исследований, демонстрирующих необыкновенную пластичность мозга. В 1940-х годах физиологом Дональдом Хэбом, был проведен эксперимент с подопытными крысами, которых из лаборатории он принес домой и дал им полную свободу. Через несколько недель крыс, побывавших на воле, исследовали при помощи стандартного теста – умения решать задачи в лабиринте. Оказалось, что все они по результатам намного опережали остальных.


Впоследствии, огромное множество проведенных экспериментов убедительно доказало, что разнообразие внешней среды, располагающей к новым открытиям – мощнейший стимул развития мозга. Таким образом, в 1964 году появилось понятие «средовое обогащение».


Разнообразие окружающей среды способствует изменениям в мозге животных в сторону улучшения: нейроны становятся больше по размерам, увеличивается вес самого мозга и его коры, клетки обрастают большим количеством новых дендритных отростков, получая больше возможностей для взаимодействия с другими нейронами, синапсы становятся толще, связи прочнее. Вместе со всем, увеличивается появление новых нервных клеток, отвечающих за обучение и память, что особенно ярко проявляется у молодых особей.
Воздействие окружающей среды может быть таким мощным, что при этом могут не устоять даже генетические предрасположенности.


В 2000 году в «Nature» появилась статья «Отсрочка проявления болезни Хантингтона у мышей». Теперь это исследование является классикой. Применяя методы генной инженерии, ученые создали линию мышей, с болезнью Хантингтона.


Это заболевание у человека на ранних стадиях его проявления характеризуется потерей ориентации, беспорядочными движениями, что со временем приводит к распаду личности из-за атрофии коры головного мозга.

Подопытные мыши, помещенные в обычные лабораторные боксы, медленно умирали, показывая быстрое ухудшение результатов теста. Экспериментальная группа мышей находилась в более просторном помещении, с множеством различных предметов для исследования. В условиях, стимулирующих исследования, болезнь у мышей проявлялась в более старшем возрасте, а нарушения движений было не так много.


Мозг требует специфической пищи


Опыты, проводимые на животных, демонстрируют, что особи, имеющие возможность для исследований, имеют гораздо лучшую пространственную память, у них повышенные способности к обучению и решению проблемных задач, они быстрее обрабатывают информацию, их поведение не так тревожно.


Кроме этого, обогащенная внешняя среда ослабляет прошлый отрицательный опыт, даже полученный на генетическом уровне.


Окружающий мир оставляет явные отпечатки в человеческом мозге. Нейроны, подобно нарастанию мышечной массы в процессе тренировок, обрастают большим количеством отростков, образуя развитые связи с другими клетками.


Не только внешняя среда оказывает влияние на структуру мозга, на него также воздействует и активное мышление, что весьма убедительно продемонстрировал один из экспериментов, проведенных в 1995 году нейробиологом Альваро Паскуаль-Леоне.
В исследовании участвовало три группы взрослых людей, не имеющих ни малейшего опыта игры на фортепиано. Условия у всех были одинаковые. Первая группа была контрольная. Участниками второй группы выполнялись определенные упражнения, позволяющие получить какой-то навык игры одной рукой. Через пять дней результаты сканирования мозга членов этой группы показали существенные изменения. Почти такие же результаты оказались у участников третьей группы, которым необходимо было лишь визуализировать игру на фортепиано, но это были регулярные умственные упражнения.


Человек сам формирует свой мозг и таким образом, создает себе будущее. Невозможно переоценить тот опыт, который дети получают благодаря собственному мышлению, познавая новый мир вокруг себя.


С начала 70-х годов территория, где дети свободно знакомились с окружающим миром, уменьшилась на 90%, ограничившись практически размерами экрана планшета.
Современные дети не знают, что такое играть в догонялки во дворе, лазить по деревьям, складывать бумажные кораблики и отправлять их в дальнее плавание по весенним ручьям, болтать часами друг с другом на свежем воздухе – все свободное время они сидят на месте, уставившись в экран планшета, смартфона или компьютера.
А ведь задача детей укреплять мышцы, узнавать о том, что может преподнести окружающий мир, общаться с ровесниками, учиться слушать и слышать их.


Чем большее количество внешних стимулов в детском и подростковом возрасте, тем активнее формируется мозг. Детскому мозгу нужна пища. Для него это опыт. Именно по этой причине, ребенок должен физически исследовать пространство вокруг себя: отыскивать в земле жучков и червячков, слышать и отличать звуки природы, ломать игрушки, чтобы заглянуть, что внутри, разбирать и безуспешно пытаться снова собрать механизмы, играть на всевозможных музыкальных инструментах, представляя себя выдающимся исполнителем, петь, танцевать, плавать. Он должен испытывать страх, восхищение, удивление. У него должны появляться вопросы и находиться ответы. У растущего мозга современных детей те же потребности, что и тысячу лет назад.


Кроме опыта, мозгу нужен сон. Когда человек находится в состоянии сна, мозг, включается в активную переработку, полученного за день опыта. Он совершает действия, которые можно наглядно обрисовать по аналогии с электронной почтой. Гиппокамп высвобождает свой почтовый ящик, сортирует письма, раскладывая их по папкам в коре головного мозга, где происходит их окончательная обработка и формируются ответы на них. Именно поэтому «утро вечера мудренее», и Менделеев во сне увидел свою периодическую систему химических элементов. Во сне мозг не бездействует.


Неспособность подростков жестко контролировать время пребывания на просторах интернета, настолько сокращает время на сон, что это приводит к серьезным проблемам. О каком развитии мозга и обучении можно вести речь, если день еще только наступил, а ребенка одолевает головная боль, усталость и безразличие.


Каким образом «зависание» в интернете
может изменить мозг?


Однообразие значительно уменьшает количество внешних стимулов, то есть пищи мозгу не хватает. Он не получает опыта, чтобы начали или продолжили развиваться те участки мозга, которые отвечают за конкретные эмоции, самоконтроль, поиск решений. То, что не работает, отмирает.


Если человек перестает двигаться, у него атрофируются мышцы. Человек перестает тренировать память, потому что все есть в смартфоне, и проблемы с памятью не заставят себя долго ждать. Мозг способен как развиваться, так и деградировать, его живые ткани попросту отмирают. Цифровое слабоумие тому пример.


По утверждению канадского нейропсихолога Брайана Колба, мозг меняет будущее человека. Уникальность мозга – это не только наличие собственных генов. Мозг формируется конкретным опытом и образом жизни. Любые изменения в мозгу обязательно отражаются на поведении, как и поведение обязательно изменяет мозг.
 

Мифические представления о пользе гаджетов

​В 2011 году британская газета «Daily Telegraph» разместила открытое письмо, подписанное 200 учителями, психиатрами, нейрофизиологами. Они стремились обратить внимание общественности и конкретных лиц, принимающих решения по проблеме чрезмерного увлечения детей и подростков продуктами цифровых технологий, что оказывает пагубное воздействие на их способности к обучению.

Вполне обоснованно звучат жалобы учителей на то, что обучать детей стало гораздо сложнее. Дети повально страдают плохой памятью, отсутствием внимания и неспособностью концентрироваться. Они быстро устают и в любую свободную минуту хватаются за смартфон. Никакая школа и никакие педагоги не научат детей думать, если в мозге отсутствует материал для переработки.


Кто-то может возразить, что теперешние дети, благодаря интернету и неограниченному потоку информации, гораздо умнее их родителей в том возрасте. Только смысла в этой информации никакого, потому что она не запоминается.


Запоминание находится в прямой зависимости от глубины переработки информации. Показательным явился элементарный тест на запоминание, проведенный Манфредом Шпитцером.  В тесте участвовало три группы подростков. Из группы слов: бросать — МОЛОТОК — светится — глаз — ЖУРЧАТЬ — бежать — КРОВЬ — КАМЕНЬ — думать — АВТОМОБИЛЬ — клещ — ЛЮБИТЬ — облако — ПИТЬ — видеть — книга — ОГОНЬ — КОСТЬ — кушать — ТРАВА — море — катить — железо — ДЫШАТЬ, первая группа должна была выбрать слова, написанные прописными буквами и строчными., вторая группа – определить где существительные, где глаголы, третья – отделить одушевленное от неодушевленного. Через несколько дней нужно было вспомнить слова из теста, с которыми они работали. В первой группе вспомнили только 20% слов, во второй – 40% и в третьей – 70%.


Участникам третьей группы пришлось больше думать и вникать в информацию, поэтому она запомнилась лучше. Такой же принцип обучения на школьных уроках и в процессе выполнения домашних заданий, то есть это то, что формирует память.
Говорить о какой-то глубине обработки информации, полученной подростком, бегло просматривающим один сайт за другим, даже не приходится – она практически нулевая. Подтверждение тому рефераты, подготовленные нынешними школьниками и студентами. Зачастую это скопированные части текста, собранные в конечный документ, как правило, даже не перечитанные. Задание, вроде как, выполнено, а в голове пустота. Это когда-то тексты читали, а сейчас просто бегло просматривают.


Благодаря интернету дети не становятся смышленее. Те задания, которые 30 лет назад выполнялись в 8 – 9 лет, сейчас предлагаются 11-летним.


Дети, особенно мальчики, большую часть времени проводят в виртуальных мирах, так может они стали более креативными?


В 2010 году в Колледже Вильгельма и Марии в штате Виргиния выполнили громадное исследование – проанализировали результаты порядка 300 тысяч творческих испытаний, участниками которых были дети в разные годы, начиная с 1970-го. Для оценки творческих наклонностей использовали простые и наглядные тесты Торренса.
К примеру, ребенку рисовали какую-либо геометрическую фигуру и предлагали изобразить что-то свое, где частью рисунка окажется предложенная фигура. Или, например, ребенку предлагали набор картинок, состоящих из каких-то обрывков изображений или букв, а ему нудно было дорисовать изображение на свое усмотрение, на сколько фантазии хватает.

​Так вот, результаты анализа показали, что, начиная с 1990 года творческие наклонности американских детей стали проявляться гораздо слабее. Заметно снизилось чувство юмора, появились проблемы с образным мышлением и воображением.

Может можно оправдаться многозадачностью, которой так бравируют подростки? Эти «вундеркинды» одновременно выполняют домашнее задание, слушая музыку на всю громкость, отправляют сообщения в социальных сетях, периодически проверяют электронную почту и еще смотрят сериальчик краем глаза.


Оказывается ничего подобного, с многозадачностью результаты тоже не ахти. Среди студентов младших курсов выделили группу многозадачников, заявленных ими самими, и тех которые относят себя к обычной категории. Обеим группам на экране в течение 100 миллисекунд показали два прямоугольника и знак плюс, которые попросили запомнить. Через 900 миллисекунд изображение повторили, слегка изменив положение одной из фигур. О замеченном изменении нужно было указать, нажав кнопку «Да» или «Нет». С этим «детским» задание многозадачники справились чуть хуже. Далее, не меняя задания, картинку усложнили, добавляя к изображению лишние прямоугольники другого цвета, постепенно увеличивая их количество. Вот тут многозадачники практически потерпели фиаско. Они с трудом реагировали на отвлекающие маневры, не могли сконцентрироваться, делали много ошибок.


Такое впечатление, как будто цифровые технологии мозг взрослого человека превращают в подобие мозга малолетнего ребенка, которые реагируют на характерные звуки и яркий свет и не способен сосредоточиться.


Спасение детей в руках родителей


Цифровое слабоумие – это не единственная проблема бесконтрольного пользования смартфонами, планшетами или компьютерами.


Если ребенок только за монитором просиживает по 8 часов в день, то избежать ожирения, достигшего масштабов эпидемии, просто невозможно, как и проблем с опорно-двигательным аппаратом и невралгических расстройств разной степени.

 

Психиатры наблюдают рост детей с ментальными расстройствами, серьезными депрессивными состояниями, тяжелой интернет – зависимостью. Чем дольше подростки «зависают» в социальных сетях, тем острее ощущают чувство одиночества.
Исследователи Корнельского университета пришли к выводу, что родители, приучающие ребенка к экрану с младенческого возраста, должны быть готовы к развитию расстройств аутистического спектра. К тому же у подростков наблюдаются приступы беспричинной агрессии.


Цифровые технологии – это непотопляемый бизнес, рассчитанный на самую перспективную категорию – детей. Любящие родители всегда стремятся дать своим детям все самое лучшее. Различные гаджеты – это самая востребованная продукция, для детей и молодежи и родители безотказны.


Но многие дети очень любят конфеты, но это же не повод перевести их на конфетное питание на завтрак, обед и ужин. Так и любовь к планшетам не является основанием для внедрения их в детских садах и школах. Ребенок должен вырасти вначале. Глупо беспокоиться, что ребенок упустит время  и не сможет освоить все эти безделушки. Для их освоения большого ума не требуется, по клавишам «топтаться» способна даже обезьяна.


Цифровая техника – это устройства для взрослых людей, которым эти экраны не страшны, и относиться к ним правильно, как к помощникам в работе и получении дополнительных знаний. Тренировка памяти весьма полезное занятие, поэтому злоупотреблять цифровой техникой даже в зрелом возрасте не стоит. Манфред Шпитцер рекомендует приобретать ребенку смартфон или планшет, когда его мозг полностью сформируется.


А как поступают со своими детьми те, кто разрабатывает новые цифровые технологии?


Стив Джобс – один из основателей компании «Apple», ограничивал своим детям время пользования гаджетами, запрещая пользоваться ими по ночам и в выходные дни, а также за столом во время еды.


Крис Андерсон, один из основателей 3D-Robotics, запрещает детям даже заходить в спальню с гаджетами или планшетами.


Эван Уильямс, создавший сервисы Blogger и Twitter, позволяет детям пользоваться планшетом и смартфоном не более часа в день.


Алекс Константинопл – директор OutСast Agency для детей 10 и 13 лет ограничивает время пользования компьютером или планшетом дома 30 минутами, а пятилетний сын вообще не пользуется гаджетами.


В США в семьях образованных людей так же появилась тенденция на ограничения пользования гаджетами для детей. Бесспорно, что живое общение родителей и детей, сверстников между собой не может заменить никакая техника. И достойны уважения те родители, которые водят своих детей в различные кружки, читают им на ночь сказки. У школьников проверяют домашнее задание и заставляют переделывать письменные работы, если сделано наспех, как попало. Это лучшие вложения в будущее своих детей.

​Подготовлено по материалам сайта Школа Здоровья

За партой с утра до ночи Правда ли, что школьники за рубежом загружены после уроков даже поплотнее наших

 

 

 

Школьники лишены детства

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

​5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

 

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

аникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

 

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Штурмуйте гранит науки сами

Текст: Нива Миракян (Рим)

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

​Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится  учить уроки едва ли не до полуночи

 

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

 

 

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

Школы утонут в реформах?

Текст: Алексей Чуриков (Бразилиа)


В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.
Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения.

 

Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

​90 заданий в неделю по всем предметам максимум получают бразильские школьники

 

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

В Бразилии в школах хотят оставить три обязательных предмета: английский, португальский и математику

 

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

Уроки начинаются с молитвы

Текст: Александр Гасюк (Афины)

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

 

 

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

Советский спутник разбудил образование

Текст: Мария Купцова (Вашингтон)

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников.

 

"Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских".

 

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

 

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.

По материалам сайта "Российская газета"